Национальные праздники
Праздник кельтской музыки и культуры (12 января)
День рождения Роберта Бернса (25 января)
Апхелио (Up-Helly-Aa)
Вальпургиева ночь (30 апреля)
День независимости Шотландии (24 июня)
День святого Эндрю (30 ноября)
Праздник кельтской музыки и культуры (12 января)
Фестивали кельтской культуры проходят во многих странах, в том числе и в России в Выборге, Нижнем Новгороде - ко Дню святого Патрика, в Краснодаре - в ноябре.
А с 12 по 30 января Celtic Connections проходит в Глазго. В течение 19 дней и ночей зрители могут посетить более 200 мероприятий, посвященных кельтской культуре и музыке. На фестивале выступают артисты из Великобритании, Канады, США, Франции и Испании.
Помимо потрясающих концертов, Celtic Connections представляет «Ток-шоу и дебаты», в котором Ян Андерсен, знаменитый ведущий радио BBC Scotland, беседует с известными музыкантами.
Во Франции, в Лорьяне (провинция Бретань) в начале августа уже 35 лет проходит самый крупный фестиваль кельтской культуры, грандиозная тусовка, которую сами британцы называют emvod ar geited (кельтская ассамблея). На десять дней город превращается в огромную сценическую площадку, на которой выступают потомки галлов, бриттов, скоттов, галлатов, пиктов, гаэлов, эринов.
Концерты, мастер-классы по игре на традиционных музыкальных инструментах, показы национальных костюмов, соревнования по традиционным видам спорта сопровождаются выставками, научными и околонаучными конференциями.
Фестиваль открывается грандиозным Парадом Кельтских Наций - улицы Лорьяна превращается в подиум для демонстрации фольклорных нарядов, проникающие в самую глубь души звуки волынок подчеркивают исторический колорит действа.
Чтобы как следует познакомиться с кельтской музыкой, нужно обязательно побывать на концерте «Магическая ночь». Он четырежды во время фестиваля проходит на главной спортивной арене города. Лучшие музыканты Астурии, Бретани, Галисии, Ирландии, Уэльс и Шотландии представляют зрителям свои регионы. Все это сопровождается умопомрачительным лазерным шоу.
к списку праздников
День рождения Роберта Бернса (25 января)
День рождения знаменитого поэта Роберта Бернса (1759 - 1796) является национальным праздником в Шотландии, на родине поэта. Шотландцы очень гордятся своим знаменитым соотечественником и чтут его память.
День рождения Роберта Бернса принято праздновать в форме ужина (так называемого Burns Supper), проводимого по определенному сценарию. Сначала - небольшое сценическое действо, со стихами, песнями и народными танцами. В Шотландии Бернс почитается как символ нации, а потому день рождения поэта - один из самых любимых праздников в стране холмов - отмечается широко и шумно.
В этот день из гардероба достается национальный костюм шотландцев. Килт и рисунок ткани - шотландка - передается только по семейной линии и определяет принадлежность к тому или иному клану. Кланы берут свое начало с давних времен, когда только горцы (шотландцы, живущие в горах, а не на равнине) были разделены на кланы-семьи. Принадлежность к тому или иному клану до сих пор является важной характеристикой шотландской семьи.
Застолье в день Бернса состоит исключительно из блюд шотландской кухни. Хаггис традиционно готовился из мелко порубленного ливера барана с добавлением овсянки и специй. Вместе с хаггисом на праздничный стол подаются вареный картофель и репа. На десерт знающая хозяйка приготовит кранихен - взбитые сливки с малиной и поджаренными овсяными хлопьями, слегка напоминающие по вкусу якутский керчах. И, конечно, на столе в этот день - знаменитый шотландский виски.
Бернс родился в семье фермера. Ещё в школе Роберт начал записывать в тетрадь свои первые стихи. Писал он только о том, что пережил и прочувствовал сам - радости и скорби, любовь к женщинам, преданность родине. Молодость Бёрнса прошла в нужде и тяжёлых трудах и, как это обычно случается, пробудила в нем любовь. У него была бурная полная романов личная жизнь. Его тематика - это любовь, свобода, шотландская природа и история. Шотландский язык был для него не отмирающим диалектом, а изысканным поэтическим инструментом. Поэзия очаровывает своей простотой, игривостью и удивительной музыкальностью.
Старая шотландская народная поэзия повлияла на творчество Бернса. Он собирал тексты и мелодии, дополнял их строфами собственного сочинения, утраченные или непристойные - заменял своими. Зачастую невозможно установить, где народные тексты, а где тексты Бернса. В Шотландии много памятников любимому национальному поэту. Есть даже памятники и с воспетыми Бернсом горной маргариткой, примятой плугом, и полевой мышью, чье гнездо было разорено поэтом-пахарем.
Бернса превозносят как романтического поэта, однако его стихи и баллады отражают практичное здравомыслие крестьян, среди которых он вырос. Творчество Бернса знаменовало расцвет шотландской поэзии - лирической, земной, сатирической, подчас озорной.
И сейчас нет ни одного шотландского дома, где не стояли бы на полках книги Бернса и о Бернсе, где не висел бы его портрет. Особенно среди шотландцев популярно стихотворение Бернса «В горах мое сердце» (My Heart’s in the Highlands), которое полно любви к Шотландии - родине поэта.
к списку праздников
Апхелио (Up-Helly-Aa)
В IX веке на Шетландские острова, что рядом с побережьем Шотландии, высадились викинги, открывшие новую страницу в истории островов. Этому событию и посвящен знаменитый традиционно шотландский праздник Up-Helly-aa в главном городе Шетландских островов Леруике (Lerwick).
Жители Леруика делают 30-футовую модель корабля викингов (с драконом на носу), наряжаются викингами, зажигают факелы, шествуют по улицам, трубя в традиционные военные горны, и через весь город несут корабль к морю. Более 900 живописно одетых участников следуют за дружиной из 40 викингов и их гигантским кораблем до места, где будет зажжен огонь.
Вечером факельная процессия по старинному обряду погребения умерших воинов сжигает деревянную ладью викингов. На побережье корабль сжигают - 900 горящих факелов бросают на «древний» корабль. Зрелище впечатляющее! Таков обычай викингов, принятый для похорон воинов и вождей.
Шотландская земля довольно долго подвергалась набегам викингов, поэтому многие традиционные для этой территории празднества несут в себе отпечаток скандинавской культуры. Сегодня шотландцы гордятся подобной историей и связью со знаменитыми скандинавскими пиратами.
Официальная дата праздника факелов была зафиксирована лишь в начале XIX века - в этот день благородные мужи вернулись с наполеоновских войн.
к списку праздников
Вальпургиева ночь (30 апреля)
Вальпургиева ночь – это главный шабаш ведьм, а также один из важнейших языческих праздников, посвященных плодородию. Это праздник, почтить который вниманием обязана каждая уважающая себя ведьма. Откуда пошла сия богопротивная традиция?
У кельтов было восемь праздников, деливших год на восемь приблизительно равных частей:
- зимнее (Йоль) и летнее солнцестояния. Эти праздники отмечали почти все народы.
- Имбаэлк, или День Сурка – день встречи зимы с весной. Единственный праздник, которому удалось избавиться от дурной славы. В России этот день отмечается как Сретенье.
- Бельтэйн - 30 апреля (Вальпургиева ночь) и Самайн - 31 ноября – Хеллуин.
Дата праздника Бельтэйн раньше не была такой точной – его отмечали, когда отцветал боярышник. Кельты считали дни от вечера к вечеру, а не от утра к утру. Традиция сохранилась и в двух торжествах – ночи Хеллоуина и Вальпургиевой ночи. Эти праздники были противоположностью друг друга – как на календаре, так и по смыслу. Для кельтов ночь перед 1 мая знаменовала наступление летнего периода времени – «большого солнца», ночь перед 1 ноября – соответственно, наступление зимы. Считалось, что в оба праздника настежь открыты врата в другой мир, страну эльфов.
Как и у большинства народов, праздник в честь начала лета был посвящен солнцу и плодородию, а значит – и мужской силе. Об этом напоминает дошедший до наших времен фаллический символ – майский шест. Традицию плясать 1 мая вокруг шеста, украшенного цветами и лентами, сохранили жители Британии и Ирландии. В этот день они выбирают и майскую королеву – единственную девушку, которой в этот день дозволено носить одежду зеленого цвета, любимого, по преданиям, эльфами. Королева становится как бы посредницей при общении между людьми и Народом холмов.
Еще одним символом Бельтэйна были костры. Древние кельты выпускали в этот день скотину на пастбища после зимовки в хлевах. Обязательным считалось прогнать животных между двумя рядами костров – по поверью, это избавляло их от зимних хворей.
Как и везде, где она воцарялась, христианская церковь занесла в черный список не только кельтских богов, но и праздники. Однако, поскольку день в году нельзя упразднить, постаралась навязать им другое значение. Так, 1 ноября стало Днем всех святых, другие старые праздники, в том числе и Новый год, также приобрели христианскую окраску. Но в церковном календаре разнообразных требующих отмечания дат и так хватало, и о праздновании 1 мая добрые католики постарались забыть.
Нынешнее название древнему торжеству дали немцы – в честь святой Вальпургии.
Первые официальные упоминания о Вальпургиевой ночи появились в протоколах инквизиции в Средние века. Святая Вальбурга (она же Вальтпурде, Вальпургис, Вабур, Фальбур, Бугга, Годурж) - реальная историческая фигура. Эта знатная британка родилась в Девоншире около 710 г. Она была дочерью Ричарда, одного из королей Западной Саксонии, и Винны, сестры св. Бонифация, апостола Германии. Оба ее брата, Виллибальд и Винибальд, тоже были канонизированы.
Отправившись в паломничество на Святую землю вместе с сыновьями, Ричард поручил свою 11-летнюю дочь заботам аббатисы Уинборнского монастыря, известного своими строгими порядками. 26 лет она провела там. Вальбурга настолько хорошо изучила языки, что описала на латыни путешествие своего брата в Палестину, не говоря уже о повествовании о жизни другого брата на родном английском. Поэтому часто св. Вальбургу называют первой писательницей Англии и Германии.
В 748-м дядя Вальбурги, Бонифаций, решает создать в Германии систему монастырей. По его просьбе аббатиса Уинборна присылает миссионерок, в том числе Вальбургу. Корабль отплыл от Британии в ясную погоду. Но скоро начался ужасный шторм. Монахиня бросилась на колени прямо на палубе - и море тут же успокоилось. Моряки рассказали на берегу об этом чуде, и в Германии Вальбургу встречали с благоговением. С тех пор святая считается покровительницей моряков (помогает также при водобоязни и в шторм).
Впоследствии Вальбурга стала аббатисой монастыря в Хайденхайме, городке в Баварии неподалеку от Айштадта, а после смерти брата руководила даже мужским монастырем. Ее добродетели и многочисленные чудеса принесли ей славу. Умерла Вальбурга 25 февраля 777 г.
Прошло больше 100 лет, чудеса монахини позабылись. Но вот новый епископ Айштадта решает восстановить монастырь и церковь. Рабочие осквернили могилу аббатисы, и однажды ночью ее грозная тень явилась епископу... Вскоре - а именно, 1 мая - останки монахини перевезли в Айштадт, возложив в пустоту одной из скал. И из скалы начало вытекать целебное масло, помогавшее от многих болезней. Вальбургу канонизировали, причислив к лику святых. Позже ее останки развезли по разным городам Германии, а дни, когда это случилось, посвятили ей (25 февраля, 12 октября, 24 сентября). Но главный день св. Вальбурги - первое мая.
Так в очередной раз языческие и христианские узоры сплелись в одно полотно, и праздник нечисти получил имя праведницы. Переверни вышивку: с изнанки там костер и пляски смеющейся ведьмы.
Так почему же 30 апреля средневековые источники называют среди самых популярных дат шабаша? Скорее всего, кое-какие показания добрых христиан, ставших очевидцами «богомерзкого действа», имеют под собой реальную почву. Свидетели утверждали, что в темные ночи заставали, чаще всего – на вершинах холмов, людей, творящих, с их точки зрения, различные непотребства: совершающих обряды, надевающих маски и, наконец, предающихся плотской любви. Все это может быть осколками старинных традиций. Действительно, не только кельты, но и многие другие последователи дохристианских культов во время таинств, связанных с землей, плодородием и удачной охотой, приносили жертвы, мазались кровью, переодевались в шкуры и маски животных.
к списку праздников
День независимости Шотландии (24 июня)
24 июня 1314 в битве при Баннокберне шотландский король Роберт Брюс разбил армию английского короля Эдуарда II, восстановив независимость своей страны.
Во время правления короля Александра III Шотландия экономически процветала и находилась в относительно мирных отношениях со своим южным соседом - Англией. Трагическая смерть шотландского короля и отсутствие наследников возродила все старые проблемы и породила новые, которые в итоге привели к событиям, известным как «Первая война за независимость Шотландии».
После смерти Александра III в 1286 г. и его молодой дочери Маргариты в 1289 г., в числе многих претендентов на шотландскую корону находились Джон Баллиоль и Роберт Брюс Старший. Оба они были потомками норманнских рыцарей Вильгельма Завоевателя (1165-1214).
По просьбе шотландского епископа Фрэзера (норманна по крови), к Эдуарду, королю Англии было направлено послание, с просьбой стать арбитром в сложившейся ситуации. Надеясь использовать благоприятный момент для того чтобы объединить всю Британию под своей властью, Эдуард с готовностью согласился. Подтвердив его феодальное и военное главенство, регенты Шотландии позволили Эдуарду принимать решение о том, кто будет править в Шотландии.
Английский король Эдуард I присудил корону Баллиолю, хотя Брюс был одною степенью ближе к прекратившейся династии, чем Балиоль.
Эдуард хотел доминировать в Шотландии. Если он не мог стать ее королем, то он мог выбрать наиболее приемлемого покорного его воле претендента. Баллиолю было более сорока лет, он был не слишком образован и не обладал сильной волей. Эдуард обращался с ним с жестоким презрением, используя его для реализации своих планов в Шотландии. Устав от оскорбительного положения, Баллиоль отказался от своей клятвы верности Эдуарду и выступил против него.
В 1296 король Эдуард I Англии сверг, заключил в тюрьму шотландского короля Джона Баллиоля и объявил себя непосредственным правителем Шотландии.
В Шотландии началось движение сопротивления. Уильям Уоллес был прирожденным лидером. Из немногочисленных фактов, известных о нем, один абсолютно очевиден - он воодушевлял и руководил своими людьми эффективно, иногда варварски, в партизанской войне против англичан, питаемый жаждой мести и любовью к Шотландии. Он быстро стал вождем армии, способной преодолевать большие пространства бесплодных территорий, чтобы напасть на не ожидающие подобного английские базы.
Уоллес организовал армию из простолюдинов и мелких землевладельцев, и атаковал английские гарнизоны между реками Форт и Тэй. 11 сентября 1297 английская армия Джона де Уоррена, графа Суррея, встретила армию Уоллеса у Форта близ Стирлинга. Силы Уоллеса значительно уступали в численности, но Суррею надо было перейти узкий мост над Фортом прежде, чем он мог бы достичь шотландских позиций. Уоллес одержал сокрушительную победу. Он захватил замок Стирлинг, и на короткое время Шотландия оказалась почти освобожденной от оккупационных сил. В октябре Уоллес вторгся в северную Англию и разорил графства Нортумберленд (Northumberland) и Кумберленд (Cumberland).
После возвращения в Шотландию в начале декабря 1297 г. Уоллес был посвящен в рыцари и объявлен хранителем (guardian) королевства, управляя от имени Баллиоля. Однако, дворяне оказали Уоллесу незначительную поддержку, в то время как Уоллес должен был противостоять самому Эдуарду I, который вел кампанию во Франции. Эдуард возвратился в Англию в марте 1298, и 3 июля вторгся в Шотландию. 22 июля копейщики Уоллеса были побеждены лучниками Эдуарда и рыцарской конницей в сражении при Фалькирке (Falkirk), Stirling. Хотя Эдуард не смог усмирить Шотландию перед возвращением в Англию, военная репутация Уоллеса была подорвана. Он оставил свой пост хранителя в декабре, и ему наследовали Роберт Брюс (Robert de Bruce) (впоследствии король Роберт I) и сэр Джон Комин (Камминг) Рыжий (John Comyn (Cumming) «the Red»).
Хотя большинство шотландских дворян подчинились Эдуарду в 1304, англичане продолжали преследовать Уоллеса неуклонно. 5 августа 1305 Уоллес был арестован близ Глазго. Увезенный в Лондон, Уоллес был осужден как предатель короля.
Роберт Брюс, внук первого претендента на корону, человек умный и смелый, предъявил свои права на престол и выступил защитником шотландской независимости. На собрании представителей шотландских знатных родов, происходившем в Думфрисе в феврале 1306 г., Роберт Брюс, был единогласно провозглашен королем.
Изгнав из страны английских чиновников, он 25 марта 1306 г. короновался в Сконе. Эдуард I послал в Шотландию Эймера Валенцского, который и нанес войскам Брюса поражение при Метвене. Многие шотландские вельможи погибли в этом сражении или были казнены; в руки англичан попали дочь и жена Брюса, а он сам был вынужден искать убежища на одном из Гебридских островов.
Спустя несколько времени, Брюс отважился с небольшим числом приверженцев возобновить борьбу, причинил англичанам много вреда, но должен был не раз бежать вместе со своими друзьями в Каррикские горы. Эдуард вступил в Шотландию с сильным войском, но дошел только до Карлейля, где в 1307 г. был застигнут смертью.
Сын Эдуарда - Эдуард II - слабый, не отличавшийся воинственным духом, не мог с успехом вести борьбу против храброго Брюса и потерпел при Баннокбурне 24 июня 1314 г. решительное поражение.
После этого корона Брюса и независимость Шотландии были обеспечены. Брюс опустошил Англию до Йорка огнем и мечом и послал своего брата в Ирландию, которая при его помощи также освободилась на короткое время от английского господства. По просьбе Эдуарда II, папа Иоанн XXII послал в Англию в 1318 г. своего легата, которому поручено было восстановить мир между воюющими сторонами. Брюс не хотел слышать о примирении, и был отлучен от церкви, а на Шотландию наложен интердикт.
В 1322 г. Эдуард II снова вторгся в Шотландию с сильным войском, но, терпя во всем недостаток, принужден был с большими потерями начать отступление.
В мае 1323 г. Брюс согласился наконец заключить перемирие на 13 лет. Когда же на английский престол вступил молодой Эдуард III, под опекой Мортимера, то 1 марта 1328 г. был заключен окончательный мир, которым была признана независимость Шотландии.
Тем не менее, День независимости Шотландии отмечается в день победы шотландской армии Брюса при Баннокбурне 24 июня 1314 г.
к списку праздников
День святого Эндрю (30 ноября)
Это - День покровителя Шотландии. Суровость и упрямство шотландского характера как нельзя лучше и наглядней выражается в эмблеме национального флага Шотландии - чертополохе. Существует легенда, восходящая ко временам набегов викингов на Шотландию.
В IX в. викинги высадились на восточном побережье Шотландии с намерением захватить и ограбить страну. Скотты собрали все свои боевые силы и заняли расположение за рекой Тэй. Они прибыли к вечеру и разбили лагерь, расположились на отдых, считая, что враг не станет наступать до следующего дня. Однако викинги были рядом.
Не обнаружив охраны и часовых вокруг лагеря скоттов, викинги пересекли Тэй с намерением внезапно захватить скоттов и зарезать их во сне. С этой целью они разулись, чтобы как можно меньше производить шума при передвижении к лагерю. Но вдруг один из викингов наступил на чертополох. От внезапной и острой боли он вскрикнул. Услышав крик, скотты подняли в лагере тревогу. Викинги вынуждены были отступить, а чертополох, в знак признательности за своевременную и нежданную помощь, скотты выбрали в качестве своей национальной эмблемы.
к списку праздников